Из опыта работы по
реализации ФГОС
Мы все знаем,
что каждый наш ученик индивидуален, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС
каждый учитель был готов по-разному. Легче всего, я думаю, пришлось тем, кто
работал по системе Занкова или, по-крайней мере, использовал
системно-деятельностный подход. Ну а мне, как и любому другому учителю
традиционной программы, пришлось многое пересматривать как в своей
деятельности, так и в себе самой.
Во-первых,
мне пришлось ответить на главный вопрос: Для чего я учу детей? Раньше, я бы
ответила: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и пр. Но с
позиции ФГОС я поняла и приняла это по-другому – для того, чтобы они стали
успешными в жизни. А дать можно только то, что имеешь сам.
Надо
самим научиться учиться, быть успешными (выбирать, жить и т.д.), и тогда мы
научим этому детей. Поэтому все началось
с личностной «перестройки» и «приведения себя в соответствие с ФГОС», а
после этого стало понятнее, что нужно
менять в моей педагогической деятельности.
Для того, чтобы быть успешным, человеку
необходимо развиваться, т.е. владеть УУД, поэтому переосмыслив свою
деятельность, приоритетами считаю
развитие способности ученика учиться, иначе говоря – формирование системы универсальных учебных действий. Для этого
появилась необходимость изучить системно-деятельностный подход -
методологическую основу ФГОС.
Изучая
инновационные технологии, методы и приемы, я с удивлением обнаружила, что
некоторые из них я применяла на своих уроках и раньше, даже не зная, как они
называются.
Например, «Кластер»: информация, касающаяся какого –
либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев), в центре находится
ключевое понятие. В результате получается подобие опорного конспекта по
изучаемой теме. Этот прием я использую
на этапе осмысления нового знания.
«Загадка». Тема
урока зашифрована.
Но, изучив
материалы глубже, я поняла, что единоразовое, непродуманное использование этих
приемов для активизации познавательной активности не дает особых результатов.
Теперь я стараюсь чаще использовать на
своих уроках новые эффективные приемы и методы обучения, что позволяет
эффективнее формировать УУД. К примеру: «Мозговой штурм», когда ученики могут высказать любое мнение, которое
поможет найти выход из затруднительной ситуации. Это хороший способ
формирования регулятивных УУД (прогнозирование)
Приём «актуальность» (Познавательные
УУД)
Приём связан с
пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать
приобретённые знания в жизни.
Урок математики по
теме «Числа от 1 до 20» (1 класс)
- Мы с вами научились
читать и записывать числа от 1 до 10, складывать их и вычитать. Взгляните на
циферблат часов. Все ли числа, написанные на нём, вам знакомы? А какое сегодня
число? Хватает ли нам изученных чисел, чтобы найти время по часам? Записать
любое число месяца?
- Как вы думаете, чем
мы сегодня будем заниматься? (знакомиться с новыми числами).
На уроке обучения
грамоте по теме «Заглавная буква Е» (1 класс) учащиеся затрудняются написать слово «Елена».
- Почему вы не можете
написать это слово?
- Чем мы сегодня будем
заниматься? (учиться писать заглавную букву Е)
Приём
«яркое пятно»
Через зрительное восприятие внимание
концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности.
Далее определяется тема и задачи урока.
Например, тема урока математики в 1 классе
«Число и цифра 8»
На уроке математики по теме
«Переместительное свойство сложения»
Исправление ошибки на
доске помогает детям понять, что сумма должна состоять из частей, которые её
образовали.
+ =
Потом учащиеся переводят
«запись», в которой использовались геометрические фигуры, в буквенное
равенство: Т + К = Ф
Затем записывают это же
равенство по-другому (на основании наблюдений, проводившихся на предыдущих
уроках): К + Т = Ф
По моей просьбе
объединить эти равенства в одно, записывают:
Т + К = К + Т
Затем происходит
знакомство с названием данного свойства сложения и его формулировкой – открытие
нового знания.
Также использую метод создания
проблемных ситуаций, а, значит, создания проблемного диалога. Из
всех методов этой технологии я отдаю предпочтение подводящему диалогу. При
составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных
ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию
темы урока. На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я
чаще использую проблемную ситуацию с затруднением, которое вызывается
практическим заданием, не сходным с предыдущими. Таким образом, я помогаю
ученикам открыть новое знание.
Отгадайте рост синицы:
1 см, 9 см, 12
см, 1 дм 2 см, 4 см, 8 см
Для этого определите лишнюю запись среди
этих величин и узнаете рост синицы.
Какая величина нам известна?
Что можно измерять в сантиметрах?
Какая из величин нам не известна?
Значит, рост синицы 1 дм 2 см. А знаете ли
вы, что такое «дм»?
На уроках
окружающего мира чаще организую проблемные ситуации с удивлением, возникающие
на противоречиях между житейским представлением учащихся и научным фактом.
После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается
побуждающий диалог: «Что вы подумали сначала? А как на самом деле?
Сформулируйте тему». Примером побуждающего диалога может служить следующий
фрагмент урока.
Тема: «Откуда
берутся снег и лёд?».
- Однажды в
одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в
которой люди ходят по воде.
И самое
интересное, что это был правдивый рассказ.
(У некоторых
ребят при этом «глаза на лоб лезут»)
Если дети
затрудняются, говорю:
- А теперь
посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде?
(Дело происходит
зимой, за окном снег) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не
знаем её удивительных свойств.
При
организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа всё
чаще включаю работу в парах. Но прежде, чем ввести этот вид деятельности, в
первом классе провела несколько бесед по теме «Учимся работать дружно». Познакомила
ребят с основными правилами работы в паре.
При обучении
учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагаю
высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или
прочитанного отрывка по следующим критериям:
1. Громко –
тихо.
2. С запинками
– без запинок.
3.
Выразительно – нет.
4. Понравилось
– нет.
При этом учу, в первую очередь, отмечать положительное в
ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. Надо отметить,
что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно
слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника.
Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка
учителя. Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный»,
«самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Такие оценки получают
учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках,
когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей
памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с
нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не
«отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка.
Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более
демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и
способностями.
Если раньше на уроке требовалось
выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное, - организовать деятельность детей. Это самое
трудное при планировании урока. Нужно тщательно продумать формы работы,
подобрать материал и мн. др. (упор должен делаться на
взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников)
Здесь мне до сих пор приходится работать над собой, т.к. иногда так хочется
объяснить, показать детям, а вместо этого приходится подталкивать, направлять
их к знанию, что гораздо труднее. Не всегда это получается, к сожалению, но,
думаю, это дело привычки.
К сожалению, с реализацией ФГОС,
увеличился объём документационного обеспечения. Документов надо составлять
больше и качественнее, на что уходит много времени. Взять к примеру Рабочую
программу, которая заменила календарно-тематическое планирование. Благодаря
этому и многому другому, на творческую деятельность у учителя катастрофически
не хватает времени.
Особенно это касается внеурочных занятий. Очень хочется заинтересовать детей, а
это требует хорошей подготовки.
На уроках
и во внеурочной деятельности использую метод проектов. Учитывая психологические возрастные особенности
младших школьников, я стала использовать
его на уроках окружающего мира,
ИЗО, внеурочных занятиях по курсу «Природа и мы», т.к. именно на этих занятиях можно организовать
деятельность обучающихся с опорой на личный опыт ребенка, его природную
любознательность, интерес к окружающему миру.
С некоторыми из которых хочу вас сейчас познакомить.
Первый мини-проект был по
предмету «ИЗО» - «Кто раскрасил бабочку?». В ходе работы над проектом дети
познакомились с источниками информации, планом оценивания, презентации проект.
Продуктом проектной деятельности стала бабочка (нарисованная красками,
пластилином, поделка, сделанная из картона)
Следующий проект
был по курсу окружающего мира - «Моя
семья». Этот проект был практико-ориентированный
с элементами творчества, индивидуальным и в то же время,
коллективным, и краткосрочным. В
результате работы над этим проектом получилось очень хорошее выступление к Дню
Матери, дети приготовили подарки мамам и с помощью родителей создали фотоколлаж
и защитили его перед одноклассниками.
Был осуществлен
информационный проект «Загадки животного
мира». Работая над этим проектом, дети начали учиться работать в группах. Результатом
работы над проектом стало создание альбома «Какие бывают животные?», выставка
творческих работ учащихся «Любимые животные», викторина по загадкам о животных
и сообщение о зимующих птицах.
Также был реализован
практико-ориентированный проект «Поможем комнатным растениям», в ходе которого
дети сначала узнали много интересного о комнатных растениях, правилах ухода за
ними, а потом смогли применить эти знания на практике, ухаживая за растениями
нашего класса.
Во время отдыха в ЛДП мои
ученики впервые практически самостоятельно разработали и с моей помощью
реализовали социальный проект «Капельки радости». Презентацию проекта
подготовили совместно, но защищала проект одна из учениц. При работе над этим
проектом, я убедилась, что мои усилия не прошли даром. Большинство детей умеют
выдвигать идеи, планировать свою деятельность, а самое главное работать
группой.
Каких результатов в обучении и общем развитии
обучающихся позволило мне достичь использование метода проектов, а также вся
работа в условиях внедрения ФГОС, на данном этапе?
Хотелось бы сказать несколько слов о том, каким
образом осуществляется оценка результатов образования обучающихся. Во-первых,
еще в сентябре прошлого года была составлена сводная таблица комплексного
подхода к оценке результатов образования. Вводными данными считаются результаты
психолого-педагогической характеристики детей при приеме в 1 класс. Обязательна
промежуточная диагностика в конце 1 полугодия и итоговая – в конце учебного
года, которая осуществлялась путем проведения контрольных работ и комплексных
работ. Так же ведутся листы наблюдения за формированием УУД (познавательных,
регулятивных, коммуникативных). Совместно с родителями и детьми ведется работа
с портфолио детей.
|